ЗАДАНИЕ
Российской дистанционной олимпиады школьников по химии
Прием ответов завершен 15.12.01

  1. При смешении двух жидких индивидуальных веществ в результате их взаимодействия образуется третье растворимое в воде вещество, которое представляет собой бесцветные игольчатые кристаллы. Это вещество плавится при температуре 238,5oC и кипит при t=319oC. О каких трех веществах идет речь в данном задании?
  2. В двух пробирках без этикеток находятся концентрированные растворы едкого кали и сульфата алюминия. Как, используя лишь одну чистую пустую пробирку, определить в какой из пробирок находится КОН?
  3. Находящиеся в одной группе но в разных подгруппах периодической системы элементов хлор и марганец отличаются по своим физическим и химическим свойствам. В чем причина близости химических свойств НСlO4 и HMnO4?
  4. Какие соли можно получить а) смешением двух кислот; б) смешением двух оснований? Напишите уравнения химических реакций или назовите эти соли и исходные соединения из которых они получаются.
  5. В четырех пробирках без этикеток находятся соответственно растворы сульфата, сульфида, сульфита и тиосульфата натрия. С помощью какого одного реактива можно идентифицировать содержимое каждой пробирки? Какие признаки позволят определить каждое из выше названных веществ?
  6. В периодической системе элементов Д.И. Менделеева существует несколько "аномалий": элементы аргон и калий; кобальт и никель, а также теллур и йод расположены не в порядке увеличения атомных масс элементов. Предложите Ваше объяснение данному факту.
  7. Определите общую формулу гомологического ряда углеводородов, содержащих три двойных связи, три тройных связи и три цикла.
  8. При термическом разложении перманганата калия протекает следующая реакция
  9. 2 KMnO4 -t-> K2MnO4 + MnO2 + O2.

    Объясните, почему в данной реакции образуются два соединения марганца.

  10. При длительном прокаливании на воздухе смеси меди и нитрата меди масса полученной смеси не изменилась. Определите массовую долю меди в исходной смеси.
  11. Скорость реакции омыления этилацетата щелочью при температуре 10oС составляет 0,10 моль/л*мин. Концентрации этилацетата и щелочи при этом были равны 0,1 и 0,2 моль/л, соответственно. Рассчитайте скорость рассматриваемой реакции при тех же концентрациях реагентов, если температуру увеличить до 35oС; температурный коэффициент Вант-Гоффа для этой реакции равен 2.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕШЕНИЙ И ИХ ОТПРАВКИ В ОРГКОМИТЕТ

  1. Текст ответов на задание Российской химической олимпиады школьников набирается в редакторе Word 95/97 и посылается по электронной почте прикрепленным файлом по адресу olimp@muctr.edu.ru . Имя файла составляется из латинских букв, включающих инициалы и начало фамилии автора, например, mvlomon.doc (письмо от Михаила Васильевича Ломоносова). В теме письма указать: olimpiada.
  2. В начале листа ответов укажите свою фамилию, имя, отчество, класс, учебное заведение, город, республику и электронный адрес, по которому Вам будет направлено подтверждение о получении решения.
  3. Решения задач оформляются в строго определенном порядке с проставлением номера задания. Переписывать задание не следует.
  4. Объем ответа на каждое задание не лимитируется, но предпочтение будет отдаваться четким и кратким ответам.
  5. Если какое-либо задание не решено, то в общем порядке ответов ставится его номер и текст "Ответа нет".
  6. После ответа на десятое задание оцените, пожалуйста, степень трудности предложенного варианта заданий олимпиады и Ваше мнение о его содержании (например, 1-3 задания очень простые, 4-6 -нормальные, 7-10 очень трудные, интересные задания 5 и 6, остальные нет).
  7. Каждое задание оценивается максимально в 10 баллов. Максимальная оценка, таким образом, составляет 100 баллов.
  8. Оргкомитет олимпиады будет Вам благодарен, если Вы пришлете составленные Вами интересные задания для следующих туров дистанционных олимпиад школьников по химии по адресу olimp3@muctr.edu.ru (в этом адресе использована цифра 3).

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ!