Задания
Третьей Российской дистанционной олимпиады школьников по химии 2003 г


Загрузить задания в формате MSWord

 

1. На склонах вулканов в результате их извержения и выделения различных газов и паров часто образуется сера. В результате каких химических реакций может происходить ее образование?

2. Электронные формулы атомов меди, серебра и золота в основном состоянии подобны (3d104s1; 4d105s1; 5d106s1). Объясните, почему медь и золото, в отличие от серебра, имеют желтый цвет.

3. При разложении в присутствии катализатора вещества А получается только 44,8 л (н.у.) газа с плотностью при н.у. 1,25 г/л и 36 мл воды. Разложение вещества Б тоже дает 44,8 л (н.у.) газа с той же плотностью, однако воды при этом получается в 2 раза больше. Что из себя представляют вещества А и Б?

4. Если к 200 г водного раствора гидросульфата натрия при постоянном перемешивании добавить 200 г водного раствора карбоната натрия, то масса образующегося раствора составит 395,6 г. Если же смешивать растворы в обратном порядке в тех же условиях, то получим 397,8 г раствора. Рассчитайте массовые доли солей (в %) в исходных растворах.

5. При прокаливании 1 моль сульфата двухвалентного металла получается Х г оксида состава МеО. При прокаливании Х г того же сульфата получается У г этого оксида. Если прокалить У г рассматриваемого сульфата получим 20 г оксида МеО. Сульфат какого металла взят для изучения? Какое применение находит этот металл и его соединения в технике?

6. Какие органические кислоты не образуют соответствующих им ангидридов? Приведите примеры особых свойств этих кислот.

7. Из какого органического вещества в результате последовательно протекающих реакций дегидрирования, циклизации и двух реакций замещения можно получить пара-нитрохлорбензол, не используя другие органические соединения.

8. В лаборатории имеются магний, вода и известняк. Предложите схему получения фенола. Любые установки и катализаторы в Вашем распоряжении.

9. Циклогексилхлорметилкетон

дает реакцию серебряного зеркала. Объясните, почему протекает эта реакция.

10. 2,2,2-трифторэтанол реагирует с диазометаном в гептане, но не взаимодействует с ним в диэтиловом эфире

Дайте объяснение этому экспериментальному факту.


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕШЕНИЙ И ИХ ОТПРАВКА В ОРГКОМИТЕТ

Текст ответов на задание олимпиады набирается в редакторе Word и посылается по электронной почте прикрепленным файлом по адресу olimp@muctr.edu.ru . Имя файла составляется из латинских букв, включающих инициалы и начало фамилии автора, например, mvlomon.doc (письмо от Михаила Васильевича Ломоносова). В теме письма обязательно укажите: olimpiada.

В начале листа ответов укажите свою фамилию, имя, отчество, класс, учебное заведение, город, республику и электронный адрес по которому будет направлено подтверждение о получении Вашего решения.

Решения задач оформляются в строго определенном порядке с проставлением номера задания. Переписывать задание не следует.

Объем ответа на каждое задание не лимитируется, но предпочтение будет отдаваться четким и кратким ответам.

Если какое-либо задание не решено, то в общем порядке ответов ставится его номер и текст <Ответа нет>.

После ответа на десятое задание оцените, пожалуйста, степень трудности предложенного задания и Ваше мнение о его содержании (например, 1-3 задания очень простые, 4-6 -нормальные, 7-10 очень трудные, интересные задания 5 и 6, остальные нет).

Каждое задание оценивается максимально в 10 баллов. Максимальная оценка, таким образом, составляет 100 баллов.

Оргкомитет олимпиады будет Вам благодарен, если Вы пришлете составленные Вами интересные задания для следующих туров дистанционных олимпиад школьников по химии по адресу olimp3@muctr.edu.ru .

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ!