2019

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

ЗАДАНИЕ

посвященной 150-летию периодической системы химических элементов

Д.И. Менделеева XIХ Российской дистанционной олимпиады школьников по химии (XVII Международной дистанционной олимпиады школьников

«Интер-Химик-Юниор-2019»)

1. Название или открытие каких химических элементов связано с Россией или русскими учеными? Дайте краткую информацию.

 

2. В периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева не все элементы расположены в порядке увеличения атомных масс. Какие это элементы? Какова, по Вашему мнению, причина этой «аномалии»?

 

3. Сера и хром существенно отличаются по своим физическим и химическим свойствам. В то же время некоторые соединения серы и хрома похожи по своим химическим свойствам. Какие это соединения? В чем причина близости химических свойств этих соединений?

 

4. Почему отличаются по своей структуре молекулы СF4, XeF4 и SF4? Определите геометрию этих молекул и предложите Ваш вариант объяснения их строения.

 

5. Ковалентная химическая связь между атомами в молекулах образуется с помощью электронных пар. Поэтому большинство молекул содержат четное число электронов. Встречаются, однако, и молекулы с нечетным числом электронов. Приведите примеры таких молекул с ковалентной химической связью. Объясните образование химической связи в этих молекулах.

 

6. При действии концентрированной серной кислоты на смесь порошков меди и углерода образовались газообразные продукты реакции объемом 40,32 л (н.у.). Образовавшуюся газовую смесь пропустили через избыток раствора перманганата калия, при этом объем газов уменьшился в пять раз. Определите содержание меди и углерода в исходной смеси, напишите уравнения всех протекающих реакций и определите массу образовавшихся солей в растворе.

 

7. Элемент X образует четыре соединения с кислородом: А, В, С и D. При сгорании элемента X образуется соединение А с содержанием кислорода 41,0% (реакция 1). При нагревании соединения А можно получить вещество B с содержанием кислорода 25,8% (реакция 2). Соединение С (58,2% кислорода) используется для регенерации кислорода из углекислого газа в замкнутых помещениях (реакция 3). Название четвертого соединения D (67,6% кислорода) происходит от названия одной из аллотропных модификации кислорода. Определите, о каком элементе идет речь, если при растворении 0,186 г. соединения B в воде получается только щелочь (реакция 4), для нейтрализации которой необходимо 30 мл 0,1 М раствора серной кислоты (реакция 5). Напишите уравнения реакций 1 – 5.

 

8. Колбу с находящимся в ней при давлении 11,2 атм. и температуре 0 оС аммиаком заполнили 2,90 масс. % раствором ортофосфорной кислоты (ρ=1,014 г/см3). Рассчитайте массовые доли (в %) веществ в полученном растворе.

 

9. Предложите химические формулы трех соединений предельных углеводородов с наименьшей молекулярной массой, обладающих оптической изомерией.

 

10. Один грамм трех соединений двухвалентного металла (М) с одинаковой брутто-формулой (МХn) содержит соответственно 24,55·1021, 22,96·1021 и 4,965·1021 атомов. Установите химические формулы этих соединений.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕШЕНИЙ И ИХ ОТПРАВКИ В ОРГКОМИТЕТ

1.      Текст ответов набирается в редакторе Word и посылается по электронной почте до 1 декабря 2019 г. прикрепленным файлом по адресу olimp@muctr.ru. Имя файла составляется из латинских букв, включающих инициалы и фамилии автора, например, mvl.doc или mvl.rar (письмо от М.В. Ломоносова). Файлы с расширением docx не принимаются. В теме письма указать: olympiada.

2.      В начале листа ответов обязательно укажите: фамилию, имя, отчество, класс, учебное заведение, город, республика и электронный адрес по которому будет направлено подтверждение о получении Вашего решения с указанием регистрационного номера работы. Подтверждение свидетельствует о том, что решение поступило в Оргкомитет, а не удалено вместе со спамом.

3.      Решения задач оформляются в строго определенном порядке с проставлением номера задания. Переписывать задание не следует.

4.      Объем ответа на каждое задание не лимитируется, но предпочтение будет отдаваться кратким и четким ответам.

5.      Если какое-либо задание не решено, то в общем порядке ответов ставится его номер и текст «Ответа нет».

6.      Каждое задание оценивается максимально в 10 баллов. Максимальная оценка составляет 100 баллов. При оценке работы при прочих равных условиях будет учитываться дата поступления работы в Оргкомитет.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ!